ПОЛОЖЕНИЕ о введении курса ОРКС НОО PDF Печать E-mail
Автор: Директор   
30.03.2018 09:54

ПОЛОЖЕНИЕ

о введении курса ОРКС НОО

1. Нормативно-правовые основы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ниже ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях

-   Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-   Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

-   Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

-   Конституция Российской Федерации (ст. 13, 14, 17, 19)

-   «Об образовании» (ст.2, 14)

-   «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст.5) Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

   Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса ОРКСЭ являются:

-   поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года N Пр-2009 в части введения с 2012 года комплексного учебного курса ОРКСЭ;

-   распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. (№ 84-р);

-   приказ Минобрнауки России № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089» в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г.

N 84-р;

-       приказ Минобрнауки России № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р;

-       учебный план общеобразовательного учреждения.

           

2. Общие положения

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени начального общего образования. Для обязательного изучения основ религиозных культур и светской этики на базовом уровне в 4 классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1.                      Основы православной культуры.

2.                      Основы исламской культуры.

3.                      Основы буддийской культуры.

4.                      Основы иудейской культуры.

5.                      Основы мировых религиозных культур.

6.                      Основы светской этики.

Основы религиозных культур и светской этики преподают учителя общеобразовательных учреждений.

 

3. Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним. Задачи:

-   знакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

-   обобщить понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные обучающимся в начальной школе, и формировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

-   развить способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

4. Основными принципами организации преподавания ОРКСЭ являются:

4.1. Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе в рамках ценностного подхода.

4.2. 0сновной методологический принцип реализации курса - культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно- методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.

4.3. Воспитание толерантного, уважительного отношения к «другим» через умение и стремление узнать и понять их, научиться жить в мире и согласии, научиться лучше понимать не только окружающих людей, но и через них - самого себя.

4.4. Решение задач социализации, усиления социальной функции образования - постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем, ориентироваться в ситуациях.

5. Основные условия организации преподавания ОРКСЭ

5.1. При подготовке и проведении урока учитель должен понимать следующее:

-   зачем и почему следует изучать основы религиозной культуры и светской этики в школе;

-   что является содержанием данного предмета;

-   как можно рассматривать факты религиозной культуры, не нарушая при этом принципов научности и мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения.

          5.2. Личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна - это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления», «ненавязывания» своего собственного мировоззрения.

5.3. Направленность внимания обучающихся на самокоррекцию является важным фактором             повышения    качества         обучения        навыкам         межкультурного       и межконфессионального диалога.        

          5.4. Важным условием успешности организации образовательного процесса является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, позволяющих повысить развивающий потенциал процесса обучения: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, игры; рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. Качество воспроизведения видео - и аудиоиллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным

          5.5. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно исключить без ущерба для понимания. Манера объяснения, лекции, беседы учителя должны быть максимально увлекательными, яркими, артистичными.

          5.6. Полезно и эффективно использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях.

Некоторые уроки по курсу могут проводиться на природе, в окружении архитектурных и исторических памятников. Краеведческий элемент будет способствовать решению еще одной задачи - воспитания уважительного и бережного отношения к старине, отечественному религиозному и культурному наследию.

         5.7. Преподаватель должен позаботиться о комфортной среде обучения, аудиториях для игровых занятий.

         5.8. Необходим учёт возрастных и психологических особенностей возрастной группы учащихся. Дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержки, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей.

 

6.                      При организации образовательного процесса для детей, находящихся на домашнем обучении, рекомендуется руководствоваться законом «Об образовании» (ст.

10, 12, 32).

7.                      Выбор модуля комплексного учебного курса ОРКСЭ

Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается.

Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.

В течение года у родителей (законных представителей) не будет возможности изменить решение в пользу другого модуля.

8.                      Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

8.1. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.

8.2. При оценивании достижений, обучающихся при изучении курса ОРКСЭ предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио обучающихся.

8.3. При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценивания уровня подготовки обучающихся.

8.4. Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательной для всех обучающихся) представляются в форме реферата, презентации или творческой работы любого вида.

8.5. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.

8.6. Учащиеся должны уметь: осмысливать задачу, находить информацию, несколько вариантов решения проблемы, работать в коллективе, инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, связно излагать материал, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы, анализировать собственные достижения.

Прохождение материала по предмету фиксируется в классном журнале успеваемости обучающихся. По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется (запись в журнале - зачет/незачет).

Обновлено 30.03.2018 10:05
 
LK

Контакты:

web Колумбия г.Богота Каррера 9 №78-83
web +(57) 248-19-23
web schoolruscolom@mail.ru
200429
СегодняСегодня105
ВчераВчера166
На этой неделеНа этой неделе105
В этом месяцеВ этом месяце1611
ВсегоВсего200429
Сейчас 53 гостей онлайн
FAQ
Top